T-Investments
Assinaturas: 5 Assinantes: 1.5K

Яндекс: хорошие результаты за 2024 год и амбициозные цели на 2025-й

Вчера IT-гигант представил финансовые результаты за четвертый квартал и весь 2024 год, которые мы оцениваем позитивно.


Финансовые результаты четвертого квартала



Выручка выросла на 37% г/г (до 340 млрд рублей). Это немного выше темпов роста в третьем квартале (тогда было +36% г/г).
Скорректированная EBITDA увеличилась на 24% г/г, до 48,7 млрд рублей. Таким образом, рентабельность по данному показателю составила 14,3%.


Итоги 2024 года



Выручка выросла на 37% г/г (до 1 095 млрд рублей). Рост оказался немного слабее прогнозов менеджмента (+38—40%).
Скорректированная EBITDA увеличилась на 56% г/г (до 189 млрд рублей), а рентабельность достигла 17,2%. По данным показателям компания существенно перевыполнила прогнозы — скорректированная EBITDA ожидалась на уровне 170—175 млрд рублей.


Прогноз на 2025 год


Компания планирует показать рост выручки более чем на 30% г/г, тогда как скорректированная EBITDA может составить не менее 250 млрд рублей, то есть показать рост не менее чем на 32% г/г. Несмотря на текущую рыночную волатильность, компания подчеркнула, что обладает хорошим операционным рычагом в управлении бизнесом, поэтому может быстро реагировать на рыночные изменения и подстраиваться под них. Мы полагаем, что Яндекс продолжит фокусироваться на эффективности бизнеса, оптимизируя часть расходов на фоне непростых макроэкономических условий, при этом сохраняя хорошие темпы роста в будущем. 



Рассмотрим результаты по сегментам более детально.



Поиск и портал (33% всей выручки группы за год)


Рекламный бизнес


Доля компании на российском поисковом рынке, включая поиск на мобильных устройствах, выросла до 66,4% за счет развития браузера и внедрения технологий искусственного интеллекта. Выручка сегмента выросла на 30% г/г по итогам года благодаря улучшению эффективности рекламных продуктов и расширению рекламного инвентаря. При этом рентабельность сегмента оказалась под давлением роста расходов на разработку новых продуктов и инвестиций в рекламные технологии, поэтому скорректированная EBITDA показала чуть более скромный рост, чем выручка, — +27% г/г. 


Яндекс делает ставку на развитие генеративных нейросетей. В течение всего года компания внедряла ИИ в массовые сервисы, включая Поиск, B2B-направления, Алису Про, Яндекс Маркет и другие. Это служит важным конкурентным преимуществом для компании, а также может стать мощным драйвером роста в среднесрочной перспективе.




По данным исследования Яков и партнеры, экономический потенциал ИИ в России к 2028 году оценивается в 22—36 трлн рублей. При этом рост выручки компаний и сокращение их затрат благодаря использованию ИИ оценивается в 4,2—6,9 трлн рублей — это примерно 4% от текущего ВВП.  


Один из рисков дальнейшего развития сегмента — потенциальный возврат иностранных рекламных компаний на российский рынок. Мы ожидаем, что при нормализации геополитической ситуации первыми вернутся иностранные рекламодатели, а уже потом зарубежные рекламные платформы, которым нужно больше времени для возвращения. В таком случае российские рекламные площадки, включая Яндекс, станут бенефициарами в краткосрочной перспективе. В дальнейшем доля Яндекса на рекламном рынке может сократиться, что негативно скажется на темпах роста выручки и рентабельности. Однако история показывает, что Яндекс хорошо справляется в условиях высокой конкуренции. 



Райдтех (17% всей выручки группы за год)


Такси, Яндекс Драйв, сервис аренды самокатов


По итогам года валовая стоимость заказов (GMV) выросла на 33% г/г, а выручка — на 37%. Компания продолжила инвестировать в развитие своего супераппа Яндекс Go, что оказывало давление на прибыльность сегмента. Однако негативный эффект удалось нивелировать за счет роста бизнеса на домашнем рынке, дистрибуции технологий на зарубежных рынках и масштабирования рекламной платформы. В итоге рентабельность по скорректированной EBITDA даже немного улучшилась за год — на 0,7 п.п., до 5,5%. 



Здесь и далее под рентабельностью по скорректированной EBITDA понимаем процент скорректированной EBITDA от GMV.


Электронная коммерция (24% выручки за 2024 год)


Яндекс Маркет, Яндекс Лавка, Яндекс Еда и Деливери


По итогам года GMV сегмента увеличился на 48% г/г, а выручка — на 45%. Ключевым драйвером стало расширение основного бизнеса и развития рекламного направления (7% от GMV Яндекс Маркета). Компания продолжает фокусироваться на операционной эффективности сегмента, благодаря чему рентабельность по скорректированной EBITDA по итогам года улучшилась на 4,4 п.п. (до -6%). По заявлениям компании, сервис Яндекс Лавка устойчиво приносит прибыль в Москве и Санкт-Петербурге и продолжает активно расти в регионах. Тем временем Яндекс Маркет в октябре запустил новое бизнес-направление Ultima с избранными товарами и премиальным сервисом, которое тоже должно позитивно сказаться на маржинальности сегмента.




Эксперты прогнозируют, что рынок электронной коммерции в среднесрочной перспективе будет расти в среднем на 25—30% в год. При этом наиболее быстрый рост ожидается в категориях готовой еды и e-grocery, в которых Яндекс традиционно лидирует.


Доставка и другие O2O-сервисы (6% выручки)


Здесь также наблюдается рост доходов и повышение эффективности бизнеса. Так, выручка по итогам года выросла на 38%, а рентабельность по скорректированной EBITDA улучшилась на 3,1 п.п. (до -2%).





Отметим, что совокупный сегмент электронной коммерции, райдтеха и прочих направлений впервые показал положительную скорректированную EBITDA по итогам года.


Плюс (7% выручки за 2024 год)


Единая подписка на сервисы Яндекс Плюс, Яндекс Музыка, Кинопоиск, Яндекс Книги, Яндекс Афиша и продюсерский центр Плюс Студии


Драйвером роста выручки сегмента на 47% г/г стало увеличение доходов от продаж подписки Яндекс Плюс и среднего дохода на пользователя (ARPU). Количество подписчиков экосистемы Яндекс Плюс продолжает расти активными темпами — на 29% г/г, до 39,2 млн по итогам 2024 года. При этом число платящих пользователей подскочило аж в четыре раза в годовом выражении. Отметим, что подписчики Яндекс Плюса формируют более 75% GMV на сервисах электронной коммерции и фудтеха.


При этом Кинопоиск остается лидером рынка онлайн-кинотеатров в России по числу совокупных и платных подписок по итогам четвертого квартала 2024-го, согласно данным Gfk. Тем временем  Яндекс Музыка возглавляет рейтинг российских музыкальных стриминговых сервисов.


В отличие от выручки, скорректированная EBITDA была под давлением:



роста инвестиций в продвижение контента;
увеличения расходов на персонал и маркетинг;
прочих расходов, связанных с развитием дистрибуционных механик контентных сервисов во втором квартале 2024 года.


В итоге показатель упал на 47% г/г, а рентабельность — на 2,8 п. п. (до 1,6%).



Сервисы объявлений (3% от выручки)


Авто.ру, Яндекс Недвижимость, Яндекс Аренда и Яндекс Путешествия


Выручка сегмента выросла на 41% г/г на фоне укрепления положения сервиса на рынке. При этом компания инвестировала в:



поддержку роста бизнеса в условиях временного снижения рыночной активности;
маркетинг для сохранения рыночной доли.


Это вкупе с расходами на персонал оказало негативный эффект на скорректированную EBITDA, которая опустилась в отрицательную зону на 600 млн рублей (годом ранее была прибыль).



Прочие бизнес-юниты и инициативы (9% выручки за 2024 год)


Yandex SDG, Yandex Cloud и Яндекс 360, Яндекс Образование, Устройства и Алиса, Финтех и другие экспериментальные продукты


Сегмент показывает мощный рост выручки (+57% г/г), но все еще далек от выхода на безубыточность по EBITDA: убытки за прошедший год увеличились на 64,5%. Яндекс продолжает активно инвестировать в данный сегмент, так как эти бизнесы важны с точки зрения развития новых рынков и дальнейшей диверсификации бизнеса. Компания также фокусируется на развитии В2В-сегмента. Так доля доходов от крупного и среднего бизнеса в выручке Yandex Cloud достигла 85% по итогам года.


Также активно развивается направление финтеха, оборот которого вырос в три раза за год. При этом Яндекс фокусируется преимущественно на транзакционном бизнесе: Яндекс Pay и Яндекс Сплит. 



Дивиденды и мотивационная программа


Яндекс объявил, что рассмотрит возможность выплаты дивидендов по итогам 2024 года в размере 80 руб/акция. Такая выплата может принести 1,7% дивидендной доходности к текущим ценам. Предполагается, что дивиденды могут быть выплачены в середине второго квартала 2025 года. 


Компания уже выплачивала первые в своей публичной истории дивиденды по итогам первого полугодия 2024-го после завершения редомициляции. Размер тех выплат эквивалентен ожидаемым сейчас дивидендам. Таким образом, итоговая сумма выплат за год может составить около 60 млрд рублей (доходность более 3%). На наш взгляд, дивиденды Яндекса стоит рассматривать как дополнительный бонус для инвесторов, ведь это все еще компания роста, которая сосредоточена на активном развитии бизнес-сегментов.


Отметим также, что расходы по мотивационной программе для сотрудников на основе акций по итогам 2024 года составили 92 млрд рублей. Это связано в первую очередь с закрытием сделки по реструктуризации. В будущем ожидается нормализация данного неденежного расхода. Напомним, что компания планирует регулярно проводить допэмиссию акций под мотивационную программу: ежегодно ее размер будет составлять около 2% от общего числа акций в обращении. 



Ну и что?



Мы позитивно оцениваем финансовые результаты Яндекса. Компания продолжает показывать хорошие темпы роста выручки и фокусируется на улучшении эффективности бизнеса.
Рекламный бизнес и райдтех продолжают вносить основной вклад в прибыльность холдинга. При этом направление электронной коммерции тоже продолжает идти к операционной безубыточности, а отдельные проекты этого направления уже вышли в плюс по скорректированной EBITDA.




Яндекс активно инвестирует в развитие новых технологий и продуктов, которые могут послужить существенным драйвером роста выручки компании в дальнейшем, включая технологии ИИ и финтех.




Сейчас бумаги компании торгуются с форвардным мультипликатором EV/EBITDA (учитывает прогноз на весь 2025 год) на уровне около 7,6x. Мы находим такой уровень низким, учитывая сильные позиции компании на рынке, развитую экосистему и высокую рентабельность ключевых направлений с перспективой ее улучшения в среднесрочной перспективе.


Мы обновили нашу модель по результатам за 2024 год, учли прогнозы компании на 2025-й и допэмиссию, проведенную в четвертом квартале 2024-го. В результате мы повышаем нашу целевую цену до 5 300 руб за акцию. Потенциал роста на горизонте 12 месяцев  — 13% к текущей цене. 




Ценные бумаги и другие финансовые инструменты, упомянутые в данном обзоре, приведены исключительно в информационных целях; обзор не является инвестиционной идеей, советом, рекомендацией, предложением купить или продать ценные бумаги и другие финансовые инструменты. Уведомляем Вас о том, что при приобретении и владении иностранными ценными бумагами вы можете столкнуться с рисками депозитарной инфраструктуры, связанными с геополитической ситуацией.
Весь текст дисклеймера

4398 ₽
+0.46%
Para deixar comentários, você precisa Registrar
Comentários (10)
Из последней таблицы следует, что пора продавать Яндекс и покупать хедхантер!)
а ты простой работяга или сложный?
вы ни слова не сказали о чистой прибыли и программе мотивацией, которая размывает долю акционеров, а в расходах составляет значительную часть, которые не учитываются в скорр показателя. Почему? Как вообще вам эта программа?
Скажите, вы ее держите в надежде, что менеджмент перестанет дербанить профит и поделится с вами?)
Яндекс очень хорошая экосистема. Но эти комиссии... Эти скрытые комиссии заработанные на простых работягах... А потом мы читаем про эту бешенную статистику о выручке и доходах😔
Хочу получить от Яндекса миллион рублей в виде дивидендов.
Держу в долгосрочном портфеле Яндекс с комфортной средней ценой покупки в 3550 руб 😏
Отлично, только вверх 💪💪💪
Ну всё,теперь такси подражает 😂

Postagens semelhantes

🐳Валютные облигации от КИТ Финанс

Один из самых нелюбимых российских брокеров КИТ Финанс считает, что сейчас самое время задуматься о покупке валютных облигаций, ведь уже в пятницу их стоимость может вырасти. А может и не вырасти - это рынок, в котором предугадать спрос и предложение на активы бывает крайне сложно.

В текущую подборку потенциально интересных бумаг вошли 4 следующих выпуска.
...

Стало известно, когда НОВАТЭК обсудит дивиденды 

Совет директоров компании соберется 21 августа 


Совет директоров НОВАТЭКа планирует провести заседание 21 августа. Одним из главных вопросов для обсуждения станут рекомендации СД по выплате дивидендов за I полугодие 2025 года. Также на повестке дня подведение итогов деятельности компании за этот же период и вопрос о проведении внеочередного общего собрания ...

🇷🇺 Банк России установил, что Папкин Михаил Владимирович (член совета директоров) неправомерно использовал инсайдерскую информацию ПАО «Ашинский метзавод» #AMEZ для получения прибыли на акциях, покупая их до публикации новости о дивидендах в размере ₽77 на акцию и продавая после резкого роста цены. За это он привлечён к административной ответственности, ему направлено предписание не повторять нарушение, а его брокерские счета временно заблокированы. Банк России подчеркнул, что использование инсайдерской информации недопустимо, и призвал эмитентов обеспечивать защиту и конфиденциальность ...